Виртуальная галерея современных украинских художников
-------------------------------
Денис Саражин   Чурюкина Анна   Роман Шустерман   Денис Саражин   Андрей Паливода   Владимир Краснопевцев   Владимир Краснопевцев   Колесник Екатерина   Виктория Разнатовская  



РАЦИОНАЛИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
В.М.Полевой. Малая история искусств. Москва, ИСКУССТВО, 1991.



Международное движение образовало и рационалистское течение. Зародившись в конструктивистских веяниях предвоенного времени, оно быстро достигло подъема на рубеже 1910-1920-х годов благодаря группе "Де Стейл" (основана в 1917 г.) в Голландии, объединению "Баухауз" (основано в 1919 г.) в Германии, журналу "Эспри нуво" (с 1920 года издавали во Франции А.Озанфан и Ле Корбюзье) распространилось в Югославии (загребс-кая группа "Зенит", возникла в 1921 г.), Польше (группы "Блок", основана в 1923 г.; "Презенс", основана в 1926 г.). В нем активно участвовали выходцы из России и Венгрии. Оно испытало сильное влияние советских конструктивистов, особенно ярко выступивших в 1925 году на Международной выставке декоративного искусства в Париже.

Решительным образом неудовлетворенное стихийной, хаотичной предметно-чувственной средой человеческого бытия (эта позиция привлекла к себе ряд радикально, революционно настроенных художников), это движение вдохновлялось идеей преобразования ее в духе рационалистско-утилитарной эстетики, согласно логически-четким нормам чертежно-геометричной правильности, отвечающей индустриальному прогрессу и динамичной урбанизованной современности. Очевидно, что наиболее целесообразное и продуктивное применение такая программа получила в архитектуре и в дизайне, способных на деле перестраивать реальную среду в строго организованное пространство, рассеченное жесткими углами и плоскостями, оснащенное предметами, выполненными в соответствии с той же эстетикой. Как об этом шла речь выше, в связи с зодчеством межвоенных десятилетий архитекторы выступают с универсальными проектами новой среды человеческого существования. Этим занимаются члены "Баухауза", Ш.-Э. Ле Корбюзье создает целые интерьеры, мебель из металлических трубок, исполняет картины и шпалеры, А.Аалто проектирует экономичную мебель из плотной фанеры и т.д.

В эту же сторону устремляются и помыслы художников, ищущих практического приложения своих композиционных, конструктивных и формотворческих идей. В Германии архитектурные и полиграфические идеи разрабатывают Г.Байер, В.Дексель, живший ряд лет в Берлине советский художник Л.М.Лисицкий (в частности, в журнале "Вещь", 1922), во Франции проекты мебели исполняет О.Эрбен, проектами одежды и раскраски автомобилей занимается С.Делоне, прикладной графикой - венгр Ш.Бортник, поляк М.Щука. За этими пределами, в разряде изобразительного искусства, остается немногое. Главным образом объемно-пространственные полумакеты, полускульптуры, представляющие собой композиционные или декоративные опыты формотворчества, сближающего логику с иррациональностью. Такие произведения выполняют венгры Л.Мохой-Надь и Л. Пери, бельгиец В. Сервранкс, уроженцы России Н.А.Габо и Н.А.Певзнер, к ним обращаются К.Брынкуши и другие художники, увлекаясь эффектами сочетания материалов металла, стекла и т.п., - динамических ритмов, а также превращая скульптуру в движущуюся модель ("мобили", которые с 30-х годов начал делать американец А.Колдер). В живописи все это дает не что иное, как абстракционизм француза Р.Делоне, голландцев Т.Ван Дусбюрга, Б. ван дер Лека, П. Мондриана, чеха Ф. Купки, поляка X.Стажевского, принесшего идеи конструктивизма в живопись Латинской Америки X.Торреса Гарсиа. В 30-е годы явно угасает деятельный, преобразовательный пафос рационализма, а абстрактивизм, поддержанный группами "Круг и квадрат" (Париж, с 1930 г.) и другими, склоняется также к эмоционально-экспрессивным настроениям. Произведения, наделенные отвлеченно-геометричной формой, легко включаются в геометричную же архитектурную среду на правах ее хорошо обработанных и добротно покрашенных элементов. Растворяются в ней за счет отказа от содержательных возможностей и целей изобразительного искусства. Такой среде вполне созвучны натюрморты француза А.Озанфана и Ш.-Э. Ле Корбюзье, основавших в 1910-1920-х годах представленное ими же течение "пуризма". В их картинах воспроизводятся изящно-отточенные контуры или стерильно-обобщенные объемы предметов. К своего рода знакам геометрического строения форм и их динамического движения приводятся в 20-х - начале 30-х годов урбанистические архитектурные, бытовые, спортивные изобразительные мотивы в живописи немецких художников В. Баумайстера и О.Шлеммера, в работах покинувших Германию в 30-х годах живописца Л.Фейнингера и скульптора Р.Беллинга. В их искусстве, содержащем опыт изобразительного образного познания человека и машинной, урбанистической среды, соотношение этих двух начал в конечном счете решается не в пользу человека. Среда в значительной степени поглощает его, подчиняя своим формам и ритмам изобразительный язык живописи, скульптуры и графики.

Этого конфликта не избежали во Франции А.Лот в своих городских и спортивных сценах и Ф.Леже - крупнейший художник, причастный к рационалистскому, конструктивистскому движению. В его обстоятельно неторопливой живописи, оперирующей весомыми обобщенно геометричными формами и ясными сочетаниями крупных пятен цвета, проявилась тяга к уравновешенной гармонии человека и современного мира. В изображениях человека в течение 20-30-х годов у Леже нарастает лирическая тема, а в машинную среду ("Механические элементы", 1918-1923, Базель, Художественный музей) проникают мотивы живой природы (цикл "Четыре времени года", 1923, Базель, Художественный музей). Особенно показательно стремление Леже перейти от изображения среды к практическому созданию ее средствами монументально-декоративного искусства, радующего глаз своей пластикой и красочностью. В этом духе он исполняет панно "Передача энергии" для Всемирной выставки в Париже 1937 года, содержащее внушительную эмоциональную выразительность условно трактованных индустриальных мотивов. Очерченные выше международные художественные движения 20-х и 30-х годов отнюдь не обязательным порядком распространяются повсюду в равной степени. Скорее, напротив - их приятие или неприятие, состав и мера развития таких движений, характер их интерпретации обусловливаются социально-исторической типологией и национальным складом той или иной культуры, страны или же региона. Эти культуры в свою очередь выдвигают свои доминантные тенденции, которые определяют позиции, занимаемые разными национальными художественными школами в жизни мирового искусства.

Иллюстрации:
91 Ф.Леже. Передача энергии. Панно для Всемирной выставки в Париже. 1937 92 П.Мондриан. Композиция "А". 1932. Винтертур. Художественный музей





        Картины советских художников  


Author of web-project - A.Palamarchuk, Kiev, Ukraine    
Copyright ©  A.Palamarchuk, Pal-Project-Studio  2000-2016