Виртуальная галерея современных украинских художников
-------------------------------
Денис Саражин   Чурюкина Анна   Роман Шустерман   Денис Саражин   Андрей Паливода   Владимир Краснопевцев   Владимир Краснопевцев   Колесник Екатерина   Виктория Разнатовская  



КАНОН КАК ПУТЬ К СВОБОДЕ

Протоиерей Аркадий ШАТОВ
2002г., Киев

В представлениях о свободе и каноне у человека верующего и неверующего - разные точки отсчета, разные мировоззрения. Если верующий свои рассуждения начнет обязательно с того, что есть Бог, то человек неверующий в первую очередь заговорит о себе и своем "я". И это обстоятельство вовсе не отвлеченно-философское, как может кому-то показаться. Из него вырастает расхождение в понимании множества проблем, в том числе различие в восприятии свободы творчества.

Может быть, священник, который выступал на этой выставке, своей безапелляционностью настроил людей против себя. Конечно, такой тон проповедника-моралиста (причем не на церковной кафедре, а на художественной выставке, где никто его проповедовать не призывал, а лишь спрашивали его мнения), такой тон неуместен. Но сама позиция священника как раз и объясняется тем , что он верует в Бога, а художник прежде всего верит в некую свою личную свободу, выше которой ничего и никого нет. И главное - нет Бога.

Если Бога нет - помните у Достоевского? - то все дозволено: мы можем поступать, как хотим, можем делать все что угодно, в том числе совершать те запредельные вещи, которые описываются в статье Юрия Бондаренко. Никто нам не указ, ничто нам не резон. Мы САМОвыражаемся. И что есть в нашей душе, все то и выплескивается.

Я помню, как в фильме Тарковского "Сталкер" писатель, который там изображен, говорит с горькой усмешкой: все, что он видит внутри себя и описывает, всё "кушают" его читатели. Пишет о чем-то хорошем - они "едят", о дурном - тоже "едят", о чем-нибудь и вовсе неприличном - и это "съедают"! И что? Что же хорошего в таком самовыражении?

Но если есть Бог, то есть в нашей жизни некая заданность. И канон, по сути, лишь выявление этой заданности.
Каноны, существующие в Церкви - каноны искусства, этические каноны, каноны, регулирующие церковную жизнь - это есть лишь следствие осознания той реальности, в которой мы существуем и средство, помогающее в этой реальности выживать.

Согласно церковному учению, Бог создал человека свободным, но свободным для того, чтобы тот делал добро, свободно радовался, свободно шел к совершенству. Человек же, не желающий знать сути дарованной ему свободы и, соответственно, не признающий этих канонов, "свободно" деградирует, "свободно" делает зло, "свободно" развращает людей... И спорить с ним практически бессмысленно. Потому что для разговора нет основания. Сначало надо решить: есть Бог или нет.

Каноны, безусловно, как-то ограничивают "свободный" произвол. Плохо это или хорошо - можно видеть и в сфере живописи, например. Вот и мой собеседник пишет о церковном искусстве, которое, несмотря на чрезвычайную строгость канона, достигает гениальных высот, причем новые удивительные произведения появляются буквально на наших глазах. И одновременно мы наблюдаем ужасающий кризис современного "свободного творчества". Абсурдное искусство, искусство, которое деградировало.

Художники боролись за право не признавать канонов. Они добились такого права - каноны попраны. И что же? Вместо подлинной свободы - еще большее рабство. Художники выворачиваются наизнанку чтобы ВЫГЛЯДЕТЬ независимыми и оригинальными. На поверку появляются новые, гораздо более жестокие "правила игры". Скажем, сейчас фильмы, телепередачи выпускают вроде бы непартийные люди. И тем не менее зритель этого "свободного" телевидения теперь лишился даже минимального права выбора. Телевидение стало свободным, и оказывается, что вместо подлинной свободы люди попали в рабство. Потому что подлинную свободу дает знание о Боге, знание реальности, созданной Богом. А отрицание Бога - это рабство, потому что люди не видят самого главного. А ведь слепой человек как бы зависит от своей слепоты.

Скажем, растет огурец на грядке. Есть природный канон, что он должен расти вверх. Если он не будет расти вверх, а вниз, то у него не будет огурчиков, вкусных, зелёненьких. И канон указывает направление этого роста. Не навязывает, а указывает наилучший путь, как подпорка для ростков огурца. Каноны и дают направление, помогающее идти к свободе. И помогают через исполнение правил, через самоограничение - подлинной свободы достичь. Как достигали ее церковные зодчие, авторы удивительных молитв и песнопений, известные и неизвестные нам великие православные иконописцы.




        Картины советских художников  


Author of web-project - A.Palamarchuk, Kiev, Ukraine    
Copyright ©  A.Palamarchuk, Pal-Project-Studio  2000-2016